Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/5vp.ru/index.php on line 109 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/5vp.ru/index.php on line 113 Политические права и свободы » Юриспруденция

Главная страница » Конституция РФ » Основы правового статуса человека и гражданина » Политические права и свободы


НАВИГАЦИЯ:
Главная



Наш опрос:

Ваше отношение к потребительскому кредиту

Это удобно, буду пользоваться этим дальше
Хотел бы, но не уверен – смогу ли выплатить
Это кабала



Интересное:

Россия и Австрия традиционно находятся в хороших контактах, отметил Курц
 Австрия и Россия традиционно поддерживают "хорошие контакты", заявил канцлер Австрии Себастьян Курц.

Политические права и свободы

 

Политические права и свободыОсобенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве. И государству не безразлично, в чьих руках будет находиться вся полнота власти в стране.

 

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право гражданина участвовать в управления делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Это право вытекает из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы.
Референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок реализации права на участие в референдуме получил регламентацию в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» *, Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

* СЗ РФ, 1995. № 42. Ст. 3921.


Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа. Граждане принимают участие в выборах путем закрепления за ними прав избирать и быть избранными. Порядок проведения выборов регулируется избирательным законодательством и будет рассмотрен в главе VI.


На конкретизацию права граждан участвовать в управлении делами государства, закрепленного ч. 1 ст. 32, направлены нормы Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Право на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Это право не следует понимать буквально, так как к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, предъявляются повышенные требования, однако эти требования носят исключительно профессиональный характер. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». *

 

* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990.


Право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного, народного заседателя.
Одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Конституция РФ (ст. 33) закрепляет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации.


Обращения граждан носят различный характер, они могут выступать в качестве предложений, заявлений, жалоб и ходатайств.
Предложение - обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав, а направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др.


Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам и др. по поводу реализации принадлежащего ему права (например, на получение жилья, пенсии и т. д.).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам с требованием о восстановлении нарушенного права.
Ходатайство - обращение о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о принятии в гражданство, о признании беженцем и т. д.).
Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия.


Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изменениями от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». *

 

* Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сборник нормативных актов. М., 1995.


Законодательство предусматривает ряд требований, которым должны отвечать обращения граждан. Письменные обращения граждан должны содержать определенные реквизиты: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение; изложение существа дела; Ф.И.О. обращающегося, адрес либо данные о месте работы или учебы, обратившегося; дату и подпись. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Предложения и заявления подаются гражданами в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

 
 
Страница 1 из 3 | Следующая страница
 
 
   
 
>