Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/5vp.ru/index.php on line 109 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/5vp.ru/index.php on line 113 Осуществление государственной власти и разделение властей » Юриспруденция

Главная страница » Конституция РФ » Основы конституционного строя РФ » Осуществление государственной власти и разделение властей


НАВИГАЦИЯ:
Главная



Наш опрос:

Ваше отношение к потребительскому кредиту

Это удобно, буду пользоваться этим дальше
Хотел бы, но не уверен – смогу ли выплатить
Это кабала



Интересное:

Россия и Австрия традиционно находятся в хороших контактах, отметил Курц
 Австрия и Россия традиционно поддерживают "хорошие контакты", заявил канцлер Австрии Себастьян Курц.

Осуществление государственной власти и разделение властей

 

Осуществление государственной власти и разделение властейВ соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:
1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:
во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;
во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;
в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;
2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:
- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;
- право Президента РФ распускать Государственную Думу;
- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

 

Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций).

 

Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

 
 
 
 
   
 
>